АВТОГАЗ

Лучший способ установить газ на авто в Запорожье

Четвертое поколение — это системы распределенного последовательного впрыска газа при помощи электромагнитных форсунок. Система такого уровня управляется электронным блоком, который снимает сигналы времени бензинового впрыска с бензинового ЭБУ автомобиля.

Сжиженный газ заправляется в баллон (3) посредством ВЗУ - выносного заправочного устройства (1) и мультиклапана (2), который являясь запорной арматурой баллона может иметь ряд функций таких как отсекатель заправки при 80% заполнения баллона, датчик уровня газа, сброс газа в атмосферу (через блок вентиляции) при критическом наростании давления, прекращение подачи газа при обрыве магистрали. На мультиклапане также могут быть механические и электромагнитные запирающие клапаны. Из баллона через мультиклапан по магистрали высокого давления газ попадает к газовому электромагнитному газовому клапану, либо непосредственно в редуктор (5).

Подача газа осуществляется дозированно через форсунки, установленные путем врезки штуцеров во впускной коллектор рядом с бензиновыми инжекторами.

В системах четвертого поколения используется одноступенчатый редуктор, который в отличие от систем 2-го поколения не имеет дозирующей диафрагмы. Основной задачей редуктора является удержание стабильного давления газа (от 0.8 до 1.2 bar) во всех режимах работы двигателя. Из редуктора газ поступает к фильтру тонкой очистки (5), который предотвращает попадание грязи в форсуночную планку (6), затем очищенный газ поступает на газовою форсуночную планку, которая дозирует количество подаваемого газа в двигатель, с форсуночной планки газ поступает к штуцерам-распылителям, которые установлены во впускном коллекторе. 

Принцип действия газового инжектора заключается в следующем: блок управления газового инжектора (8) получает сигнал с бензиновых форсунок о времени впрыска в конкретном такте. После чего газовый ЭБУ не давая открыться бензиновой форсунке эмулирует ее срабатавание для бензинового ЭБУ, обрабатывает этот сигнал (создавая определенную коррекцию в виде коэффициента), и отправляет его на газовую форсунку соответствующего цилиндра таким образом, чтобы последовательность работы газовых форсунок соответствовала бензиновым.

Также система использует дополнительно установленные датчики, такие как датчик температуры газа, установленный на магистрали низкого давления либо непосредственно на форсуночной планке, датчик температуры редуктора, установленный на корпусе редуктора, датчик давления газа, который следит за давлением газа на форсуночной планке, и в случае его понижения до критического переводит работу двигателя на бензин.

При этом все прогревы и переключения происходят автоматически и незаметно для водителя по работе автомобиля, однако в салон выводится кнопка (7), при помощи которой водитель может переключать режимы работы "Газ" - "Бензин" и видеть остаток газа в баллоне по индикаторам.

С помощью специального программного обеспечения 4-е поколение ГБО развивается в сторону самоадаптивности, и может без вмешательства мастера адаптироваться под разные условия эксплуатации двигателя переоборудованного для работы на газе (манера езды, качество газового топлива, дорожные условия, состояние отдельных элементов ГБО и двигателя). В основном существует две концепции самоадаптации ГБО:
1. Адаптация относительно штатной диагностики автомобиля OBD II, EOBD по так называемым долгосрочным и краткосрочным (LIFTи STFT) коррекциям. Таким образом блок управления ГБО отслеживает краткосрочные и долгосрочные коррекции, и в случае отклонения их от нормы, корректирует подачу газа.
2. Адаптация относительно эталонной карты впрыска бензина. Блок управления ГБО автоматически собирает эталонную карту впрыска бензина, и относительно её настраивает карту впрыска газа. В случае, если в процессе эксплуатации автомобиля карта впрыска газа отличается от карты впрыска бензина, система автоматически перестраивает карту впрыска газа. Таким образом, достигается стабильная характеристика эксплуатации двигателя на газе, и снижается необходимость наладочных работ.

Газобаллонное оборудование (ГБО) эконом-класса для инжекторных автомобилей является альтернативой дорогостоящего оборудования 4-го поколения, хотя имеет ряд минусов и устанавливается далеко не на все инжекторные автомобили. Однако такие модели как LADA с алюминиевым впуском, LANOS, GEELY CK, MK, AVEO 1-2-3, ЗАЗ, Газель и многие другие в т.ч. и старые OPEL, AUDI, FORD, WV... не имеют противопоказаний к установке. Камнем преткновения для установки ЕВРО-2 в большинстве случаев является пластиковый впускной коллектор.

Схема его работы заключается в том, что сжиженный газ заправляется в баллон (1) посредством ВЗУ - выносного заправочного устройства (4) и мультиклапана (2), который являясь запорной арматурой баллона может иметь ряд функций таких как отсекатель заправки при 80% заполнения баллона, датчик уровня газа, сброс газа в атмосферу (через блок вентиляции) при критическом наростании давления, прекращение подачи газа при обрыве магистрали. На мультиклапане также могут быть механические и электромагнитные запирающие клапаны. Из баллона через мультиклапан по магистрали высокого давления (3) газ попадает к газовому электромагнитному клапану (5), расположенному уже в подкапотном пространстве и имеющему кроме основной функции запирания подачи газа еще и дополнительную - в нем находится газовый фильтр, который необходимо заменять каждые 10000 км. пробега автомобиля. После открытия электромагнитного газового клапана, жидкий газ под высоким давлением (~12-14 кгс/см2) попадает в редуктор (6), где теряет давление до уровня атмосферного (~ 1 кгс/см2). Исключение из этого составляют некоторые редукторы со встроенным газовым фильтром (например Tomasetto AT07), при использовании которых газ по магистрали высокого давления может подаваться напрямую в редуктор, а газовай клапан отдельно может не устанавливатся.  Из редуктора, уже в парообразном состоянии, газ выкачивается разрежением двигателя посредством смесителя перед дроссельной заслонкой либо перед ДМРВ (8), проходя через сечение регулировочного винта дозатора газа (7). При этом штатные бензиновые форсунки автомобиля не работают, что обеспечивается установкой эмулятора отключения форсунок (9), который не только предотвращает их срабатывание, но и эмулирует в сторону ЭБУ автомобиля сигналы срабатывания форсунок, чтобы исключить свечение на панели приборов лампы "CHECK ENGINE" или переход двигателя в аварийный режим. На некоторых автомобилях дополнительно устанавливается эмулятор лямбда зонда.

В салоне автомобиля устанавливается управляющая кнопка (10) с тремя положениями:

1. Газ. Газовый клапан открыт, бензиновые форсунки не работают. Двигатель работает на газе.

2. Бензин. Газовый клапан закрыт, бензиновые форсунки работают. Двигатель работает на бензине, газ не поступает.

3. Автомат. Каждый старт двигателя происходит на бензине, переключение на газ происходит автоматически по достижении коленчатым валом определенного настраиваемого числа оборотов (обычно 2500-3500 об/мин). Используется в основном зимой, когда при прогреве автомобиль не эксплуатируется на оборотах свыше 2000-2500 об/мин, а после прогрева водитель производит переключение перегазовкой.

Таким образом, инжекторный автомобиль с установленым смесителем газа при работе в режиме "Газ" имеет принципиально карбюраторную систему питания и является инжекторным только при работе на бензине. А потому при запуске двигателя в режиме "Газ" необходимо приоткрыть дроссельную заслонку нажав на педаль газа, чтоб разрежение из коллектора начало выкачивать газ из редуктора.

Переключение из режима "Бензин" в режим "Газ" производится даже в ручном режиме под перегазовку, чтоб после выключения бензиновых форсунок двигатель разрежением успел выкачать газ из редуктора.

Переключение из режима "Газ" в режим "Бензин" производится простым нажатием кнопки, клапан газа перекрывается, а бензиновые форсунки моментально подхватывают (при условии неотключения бензонасоса) и двигатель продолжает работать.

Отключая бензонасос при работе на газе водитель рискуетет стать участником ДТП, так как резко переставший ехать по причине отсутствия газа автомобиль не сможет поехать на бензине сразу после переключения кнопки, понадобится 3-5 секунд на создание давления в топливной рампе. При этом выгода от отключения бензонасоса сомнительна: в 90% случаев он сгорает от езды на газе без бензина в бензобаке. Если в баке постоянно есть от 5 до 10 литров бензина, то бензонасос будет работать долго. Если ездить на газе с постоянно горящей бензиновой лампой - насос очень быстро сгорит наглотавшись воздуха.

Все системы такой конструкции обладают одним отрицательным качеством - хлопки во впускном коллекторе. При работе на бензине во впуске находится воздух, а при работе на газе - газовоздушная смесь, начиная от смесителя перед дроссельной заслонкой и заканчивая впускными клапанами. При перекрытии клапанов горящий газ из камеры сгорания может прорваться во впускной коллектор и поджечь весь объем газовоздушной смеси, после чего происходит хлопок, который гасится антихлопковым клапаном. Именно этот эффект и делает невозможным установку данной системы на автомобиль с пластиковым коллектором по причине его неустойчивости к деформациям.

Хлопки практически отсутствуют на автомобилях с исправными свечами зажигания и высоковольтными проводами, с отсутствующим подсосом воздуха после дроссельной заслонки и с правильно настроенным ГБО.

Как уже говорилось выше, газ под высоким давлением (~12-14 кгс/см2) попадает в редуктор, где теряет давление до уровня атмосферного (~ 1 кгс/см2). При таком испарении, по изотерме пропана, происходит понижение температуры газа примерно на 40С. То есть, при температуре среды +20С, газ, выходящий из редуктора в двигатель будет иметь температуру -20С (а в мороз -10С температура пропана на выходе из редуктора будет около -50С). В таких условиях карбюраторный двигатель нормально работать не может, что приводит к выходу из строя клапанов и ГБЦ в целом, а также к поломке газового редуктора. Поэтому в газовый редуктор из малого круга охлаждения двигателя заводится контур охлаждаюжей жидкости (тосола, антифриза), который подогревая газовый редуктор компенсирует потерю пропаном 40С.

Поэтому перед переключением автомобиля на газ необходимо работая на бензине, прогреть охлаждающую жидкость до температуры минимум 40-50 градусов в любое время года.


Газобаллонное оборудование (ГБО) для карбюраторных автомобилей является самым простым и в то же время самым надежным.

Схема его работы заключается в том, что сжиженный газ заправляется в баллон (1) посредством ВЗУ - выносного заправочного устройства (10) и мультиклапана (2), который являясь запорной арматурой баллона может иметь ряд функций таких как отсекатель заправки при 80% заполнения баллона, датчик уровня газа, сброс газа в атмосферу (через блок вентиляции (3)) при критическом наростании давления, прекращение подачи газа при обрыве магистрали. На мультиклапане также могут быть механические и электромагнитные запирающие клапаны. Из баллона через мультиклапан по магистрали высокого давления (4) газ попадает к газовому электромагнитному клапану (5), расположенному уже в подкапотном пространстве и имеющему кроме основной функции запирания подачи газа еще и дополнительную - в нем находится газовый фильтр, который необходимо заменять каждые 10000 км. пробега автомобиля. После открытия электромагнитного газового клапана, жидкий газ под высоким давлением (~12-14 кгс/см2) попадает в редуктор (7), где теряет давление до уровня атмосферного (~ 1 кгс/см2). Исключение из этого составляют некоторые редукторы со встроенным газовым фильтром (например Tomasetto AT07), при использовании которых газ по магистрали высокого давления может подаваться напрямую в редуктор, а газовай клапан отдельно может не устанавливатся.  Из редуктора, уже в парообразном состоянии, газ выкачивается разрежением двигателя посредством смесителя либо врезки в карбюратор (8), проходя через сечение регулировочных винтов дозатора газа (9). При этом автомобиль работает с сухим (свободным от бензина) карбюратором, что обеспечивается перекрытием бензиновой магистрали между бензонасосом и карбюратором с помощью бензинового электромагнитного клапана (6).

В салоне автомобиля устанавливается управляющая кнопка с тремя положениями:

1. Газ. Газовый клапан открыт, бензиновый клапан закрыт. Двигатель работает на газе, бензин не поступает в карбюратор.

2. Бензин. Бензиновый клапан открыт, газовый клапан закрыт. Двигатель работает на бензине, газ не поступает в карбюратор.

3. Ноль. Закрыты и бензиновый и газовый клапаны. Используется промежуточно при переходе из режима "Бензин" в режим "Газ" для выработки остатка бензина из поплавковой камеры карбюратора после перекрытия бензинового клапана.

Таким образом, двигаясь в карбюраторном авто на бензине, для переключения из режима "Бензин" в режим "Газ" необходимо сначала включить положение "Ноль" и осторожно продолжать движение на передаче до проявления "дергания" двигателя в виду отсутствия топлива, после чего необходимо моментально перевести кнопку в положение "Газ" и продолжать движение на газе.

Переключение из режима "Газ" в режим "Бензин" следует производить при движении автомобиля на любой передаче, чтобы скорость вращения коленчатого вала составляла не менее 2500-3500 об/мин. При этом, не выжимая сцепления, необходимо резко переключить кнопку из положения "Газ" в положение "Бензин". После этого автомобиль будет производить торможение двигателем, а бензонасос, при открытом в режиме "Бензин" электроклапане бензина, накачивать бензин в поплавковую камеру карбюратора, после чего автомобиль будет продолжать работать уже на бензине. Следует отметить, что авто должно иметь достаточную инерцию для преодоления торможения двигателем с момента перекрытия газового клапана и до того момента, как бензонасос успеет накачать топливо в поплавковую камеру карбюратора.

Для карбюраторных автомобилей с установленным электробензонасосом переключение с бензина на газ происходит так же, как было описано выше, а вот переключение с газа на бензин гораздо проще: просто нажмите кнопку в положение "Бензин" и электробензоасос сам накачает поплавковую камеру карбюратора будь это в движении, на холостых оборотах или даже при включенном зажигании и выключенном двигателе.

Как уже говорилось выше, газ под высоким давлением (~12-14 кгс/см2) попадает в редуктор, где теряет давление до уровня атмосферного (~ 1 кгс/см2). При таком испарении, по изотерме пропана, происходит понижение температуры газа примерно на 40С. То есть, при температуре среды +20С, газ, выходящий из редуктора в двигатель будет иметь температуру -20С (а в мороз -10С температура пропана на выходе из редуктора будет около -50С). В таких условиях карбюраторный двигатель нормально работать не может, что приводит к выходу из строя клапанов и ГБЦ в целом, а также к поломке газового редуктора. Поэтому в газовый редуктор из малого круга охлаждения двигателя заводится контур охлаждаюжей жидкости (тосола, антифриза), который подогревая газовый редуктор компенсирует потерю пропаном 40С.

Поэтому перед переключением автомобиля на газ необходимо работая на бензине, прогреть охлаждающую жидкость до температуры минимум 40-50 градусов в любое время года.